Задать вопрос

Начало утренних богослужений в будние дни в 8:00, вечерних — в 17:00.
Начало утренних богослужений в субботние дни — в 9:00, в воскресные дни — в 8:00 (на китайском языке) и в 9:45 (на церковнославянском языке).

В будние дни исповедь совершается во время утренних богослужений,
в субботу во время вечернего богослужения. В воскресенье начало исповеди в 9:30 утра.

Главная → Статьи → Проповеди

Проповеди

Притча о сеятеле

Во имя Отца и Сына и Святого Духа...

Дорогие братья и сестры, все мы с вами, с момента первого прихода в Церковь, слышали притчу о сеятеле и не раз. Сегодня мы услышали её снова, для того чтобы напомнить себе о необходимости работы над своей душой, изменении её в лучшую сторону - чтобы душа наша жила в почве плодородной, приносящей Богу дары духовные. Неслучайно Господь сравнивает человека с землёй, а себя с  сеятелем, который сеет своё семя, даёт нам своё учение. Семя падает - у кого-то при дороге, на каменистую почву, у кого-то среди терния, а у кого-то на почву плодородную.

Первое состояние человеческое – непринятие Слова Божьего. Господь даёт нам его, а мы не принимаем, или, как говорит притча: приходит враг, приходят птицы и отклёвывают семена, в результате ничего у нас не остаётся. Речь не только о банальном невнимании на молитве или чтении священного писания. Святой Феофилакт Болгарский говорит, что это невнимание к действию Божию в нашей жизни.  Ведь Господь открывается нам не только в слове письменном, но и через жизненные события, в том числе через Свою заботу, и даже через скорби.

Если мы не замечаем и не хотим замечать слово Божье, оно остаётся втуне и уносится от нас. Поэтому первое, что нам необходимо в нашей духовной жизни, это быть внимательными и искать откровения Божии, которые Господь даёт нам не в меру. Стоит нам только открыть Евангелие и хотя бы немножко вдуматься в прочитанные строки, поразмышлять над ними - как много мы можем от этого получить! Но зачастую мы этим пренебрегаем.

Второе духовное состояние подобно окаменелому нечувствию -  вроде бы мы молимся, Евангелие читаем, но в сердце нашем нет отклика. Нет у нас плача о наших грехах, сожаления, ощущения благодарности Богу - сердце словно камень. Например, в унынии мы прибываем именно от окаменелого нечувствия, и, кажется, что из этого состояния нет никакого выхода. Но Господь неслучайно сравнивает наше сердце с почвой каменистой. Он не приводит в качестве примера марсианскую равнину, где нет никакой жизни – сколько бы ученые не старались, ничего там найти не могут. Но любая пустыня на Земле, на самом деле, имеет жизнь. Стоит только посмотреть, как пустыня преображается в сезон дождей: те семена, которые там хранились весь год, в засушливую погоду вдруг моментально прорастают и начинают ярко цвести. Пустыня вдруг становится похожей на огромный разноцветный красивый ковёр! Жизнь есть и в Антарктике, в подлёдных озёрах Антарктиды. Господь дал жизнь всему этому миру, жизнь есть везде. Так же и в нашем сердце, пусть нам порой и кажется, что там уже ничего нет - не откликается сердце на слово Божье, слова молитвы. На самом деле это не так. Жизнь там какая-то теплится, и стоит только влаге – Божественной благодати – коснуться его, как тут же зацветёт оно ярко, окажется, что и красивые цветы там могут произрасти. Удивительно, что Господь сравнивает нашу душу и сердце не просто с камнями, в переводе с греческого, речь идёт о некоторой скалистой местности. А кто среди нас бывал в таких местах, прекрасно знают, что там, среди камней всё равно есть земля, пусть её и не много. Если говорить о России - там сосны, мхи растут. И наше сердце, подобно скалистой местности, может быть животворным и плодотворным, даже если мы дошли до состояния окаменелого нечувствия. Надо всего лишь принять благодать Божью, её орошающую силу. А почему мы не принимаем? По причине нашей так называемой самости. Мы услышали или внимательно прочитали евангелие, заповедь Божью, житие святого, проповедь священника, читаем всё это и думаем: «ну, нет, мы уж точно такого никогда сделать не сможем, это слишком сложно». Говорим мы это по гордости своей, тем самым отвергая благодать, которая могла бы нас изменить, даже не попробовав… А всего-то на всего надо смириться и сказать: «Господи, у меня, конечно, земля каменистая, мало что может в ней прорасти, но если на то есть воля Твоя, то я готов свою почву тебе предоставить, а Ты посей, полей и наверняка там что-то красивое вырастет. Всего себя Тебе ввергаю, Ты меня из Марса пересели на Землю или с Земли в райскую обитель. И пусть моя почва Тебе послужит».

Следующая стадия – появление влаги, кислорода и цветение. Но и тут вдруг оказывается, что от влаги могут произрастать не только добрые растения, но и злые. Как говорится, хочешь сделать какое-нибудь доброе дело, ему обязательно споспешествует грех. Например, совершили мы милостыню, и тут же на этом добром деле хочет произрасти тщеславие. Ну что же, нам добрые дела не делать вовсе, потому что за ними последует гордость или тщеславие? Конечно, нет. Нужно лишь не давать силы нашим грехам следовать за добрыми. Порфирий Кавсокаливит, сравнивая нашу душу с садом говорит, что можно поливать все плоды, взращивая и садовые растения, и сорняки, а можно устроить в душе капельный полив, тем самым, время, силы и здоровье употреблять только на то, что надо, а тому, что не надо, воду не давать, оно само помрёт. Также и мы в нашей духовной жизни должны стремиться совершать как можно больше добрых дел, чтобы  на дела злые у нас просто напросто не оставалось времени.

Просыпаться с мыслью: «Что бы я сегодня мог сделать для Бога и ближнего….?», а не: «Как я сегодня для своего удовольствия день проведу…?». В первом случае наша живительная влага будет правильно распределяться с самого утра на весь день. Не исключено, что мы не успеем сделать всё доброе, что запланировали, ведь, как известно, добрые дела совершаются долго. Но и злое мы сотворить тоже не успеем.

И тут наступает четвёртая стадия - и влага есть, и сорняков практически нет, и кто-то приносит плод в 30 крат, а кто и 60, 100 крат. Видим мы таких людей рядом с нами, гораздо больших христиан, чем мы, и думаем, что они такие хорошие, а мы плохие, у нас ведь земля изначально плохая, каменистая, без воды, поэтому даже и думать нечего о том, чтобы стать такими как они. Или более того, сравниваем себя со святыми, которые с детства молоко по средам и пятницам не пили, к материнской груди не припадали. Совершенно по-другому к святым относились в первые века, во времена мучеников, когда брат твой, с которым ты ещё вчера ссорился, сегодня стал праведником, и на его мощах уже можно служить литургию. По-другому церковь первых веков воспринимала святость и мученический венец: ведь святые не потому святые, что сделаны из совершенно из другого теста, а потому что они, такие же как мы – мучились, страдали, но зашли на совершенно иную ступень бытия, ступень духовную, освящённую святым евангелием. Поэтому подняться на эту ступень возможно и нам, но только если мы этого по-настоящему захотим и приложим все усилия, планомерно работая над собой.

Будем с вами, братья и сестры, не отвергать божественную благодать, не скрываться за словами мнимого смирения, оправдываться неплодородной почвой. Не будем отвергать Бога своим невниманием, презрением, излишней привязанностью к делам этого мира, потому что всё это только лишь суета. Постараемся, слушая чтение евангелия, изменить нашу жизнь в лучшую сторону. С воскресным днём! Помогай нам всем Господь и Матерь Божья! 

Свящ. Алексей Юсупов