Задать вопрос

Начало утренних богослужений в будние дни в 8:00, вечерних — в 17:00.
Начало утренних богослужений в субботние дни — в 9:00, в воскресные дни — в 8:00 (на китайском языке) и в 9:45 (на церковнославянском языке).

В будние дни исповедь совершается во время утренних богослужений,
в субботу во время вечернего богослужения. В воскресенье начало исповеди в 9:30 утра.

Главная → Статьи → Проповеди

Проповеди

Благословен грядый во имя Господне!

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа!

Вход Господень во Иерусалим. Входит Господь в Иерусалим, как царь. Встречает народ Господа, как царя. Победа. Победа. Победа. Еще немного и толпа внесет Его в царский дворец; еще немного и толпа вознесет Его на вершину власти. Подыграй толпе, польсти толпе, направь толпу туда, куда нужно тебе – к славе и власти. Выбери успех, выбери победу, выбери лучшее, ведь ты этого достоин. Но Господь наш выбирает другое. Господь наш выбирает поражение, выбирает проигрыш. Выбирает не царский дворец, но Гефсиманию; не царский дворец, но крест. Выбирает не своё, но наше; не свою пользу, но нашу. Не берёт, но отдаёт. Себя. Жизнь свою.

Выигрывать может каждый. Чтобы выигрывать сердца не надо, а вот проигрывать надо уметь, надо учиться. Проигрывать со спокойным лицом, никого не обвиняя, не ропща – это путь Иисуса Христа, это путь каждого христианина, это путь Церкви, это путь христианства. Где мы сейчас, где сейчас христианство? Наверное, в Иерусалим Церковь давно вошла, сейчас уже даже не Гефсимания, наверное, сейчас Церковь на суде у Пилата, а может, уже и на Голгофе перед самым распятием, и о одежде её метают жребий.

Как сказал Серафим Роуз, сейчас гораздо позднее, чем мы думаем. До кровавого пота наша Церковь молилась в 20 веке. И, кстати, кровавый пот – это не образ, это медицинский факт. В момент большого нервного напряжения лопаются сосуды на лбу и на лбу выступают капельки крови. Всё чело нашей Церкви в этих капельках, в новомучениках и исповедниках русских.

Итак, Господь наш идёт проигрывать через Гефсиманию, через предательство и бегство учеников, через клевету первосвященников, через суд Пилатов, через Голгофу, через позор, позор и позор. Так по-человечески: ты не стал богатым – ты проиграл. Ты не стал знаменитым – ты проиграл. Ты не стал царём – ты проиграл. Так по-человечески, но не так по-Божии. По-Божии побеждает тот, кто побеждает человеческое – кто побеждает смерть, кто побеждает себя. Побеждает тот, кто в Царстве Небесном, стоя одесную Бога, скажет: «Где ти, смерте, жало, где ти, аде, победа?» Если мы с Богом, мы не можем проиграть; если мы с Богом, мы непобедимы.

Для Победы необходимо одно: быть с Богом. Пройти Его путём, проиграть с Ним здесь, но победить там. Потерять видимое, обрести невидимое. Потерять временное, обрести вечное. Потерять ничто, обрести всё. Проигрывать с Богом – это побеждать. Терять с Богом – это обретать. А без Бога всегда проиграешь, без Бога всегда потеряешь. Даже если победишь всех, даже если обретёшь всё. Даже если ты хозяин жизни, ты не властен над смертью. Ты не владеешь ничем, если не владеешь собой. Ты не любишь никого, даже себя, если ты не любишь Бога. Ты не знаешь ничего, если ты не знаешь Бога.

И вот сегодня наш Бог входит в Иерусалим. Сегодня праздник, сегодня осанна, сегодня Победа. Сегодня радостно и безопасно быть с Богом. Но завтра, когда будут требовать отречься, когда будут требовать предать, когда будут смеяться и плевать, когда будут гнать и убивать, когда надо будет сказать врагу: «Я не твой, я – Божий», и получить за это, и всё отдать за это, и проиграть, вот тогда, где мы окажемся, с кем мы будем? Будем ли помнить о Вечности, о Царствии Небесном, о Воскресении, о Боге? Будем христианами или будем как все? Будем со всеми – будем с победителями, с успешными, ибо горе проигравшим, горе не разобравшимся в ситуации, горе вставшим не на ту сторону. Горе напоминающим нам о нашем предательстве, о нашем малодушии, горе обличающим нашу совесть. И вот уже те же уста, возглашавшие осанну, кричат распни. Почитатели стали врагами.

Так бывает: я думаю, что люблю тебя, потому что думаю, что ты мне что-то дашь, но ты не дал мне ожидаемого, ты не дал мне то, что я уже считал своим, ощущал в своём кармане, и любовь прошла. Но если прошла, то её и не было.

С кем мы, кто мы, за кого мы готовы до крови, за кого мы готовы до смерти? За что мы готовы умереть? Или ни за что? Или ни за кого? Или мы думали, что Он принесёт нам денег, а Он принёс Крест, принёс жизнь по заповеди, принёс борьбу с самим собой.

Сегодня, братья и сёстры, к нам пришёл наш Бог, пришёл чтобы дать нам Царство, пришёл чтобы взять нас к себе. Да не разбежимся, братья и сёстры, по похотям нашим, по грехам нашим, да не уйдём на страну далече, да не сделаем вид, что не заметили, были заняты, выйдем навстречу Богу, да возгласим: осанна! Благословен грядый во имя Господне, Царь Израилев! Аминь. 

Иерей Алексей Прошаков
17.04.2022