Задать вопрос

Начало утренних богослужений в будние дни в 8:00, вечерних — в 17:00.
Начало утренних богослужений в субботние дни — в 9:00, в воскресные дни — в 8:00 (на китайском языке) и в 9:45 (на церковнославянском языке).

В будние дни исповедь совершается во время утренних богослужений,
в субботу во время вечернего богослужения. В воскресенье начало исповеди в 9:30 утра.

Главная → Россия и Китай → Русские в Китае

Русские в Китае

Белые в Китае. Русский Харбин после 1917 г.

Русский Харбин после 1917 г.

Сам город Харбин был основан русскими в 1898 г. как железнодорожная станция Трансманчжурской магистрали. Одним из основателей города был Н.С. Свиягин (1856—1924), инженер-путеец, выдающийся организатор строительства железных дорог в разных уголках Российской Империи, в том числе и на Дальнем Востоке. Во время восстания ихэтуаней в 1900 г. город был осажден, но доблестно выдержал ее: русские войска прорвали блокаду и разбили восставших. В 1910—1911 г. город пережил эпидемию чумы, борьба с которой затруднялась наличием двух администраций: русской и китайской. Тем не менее, городу предстояло пережить еще одно испытание – миграция русских в Харбин и создание т.н. «Русского Харбина».

План города Харбин, 1911 г.

После Октябрьской революции многие русские дворяне, купцы, члены белого движения, офицеры стали приезжать в Харбин – центр Восточно-Китайской железной дороги. Постепенно Харбин стал еще одним (после Владивостока) центром белого движения. Так, в феврале 1921 г. бывший министр Приморского правительства адмирала А. В. Колчака Д.А. Лебедев, а также предприниматели братья Меркуловы собрались в Харбине и сформировали Приамурское Временное правительство, которое смогло захватить Хабаровск и Владивосток. В следующем 1922 г. Дальневосточная Народная Республика начала военные действия против белогвардейских военных сил по всем направлениям на Дальнем Востоке. Часть дворян под руководством генерал-лейтенанта И.С. Смолина бежали на Северо-Восток Китая через станцию Суйфэньхе. Другая часть дворян-офицеров под руководством генерал-майоров В.М. Молчанова и В.А. Бородина пересекла российско-китайскую границу и прибыла в город Хуньчунь провинции Цзилинь. Остатки белогвардейских сил во главе с контр-адмиралом Д. К. Старком ушли из Владивостока на кораблях в северо-корейские порты Вонсан и Пусан, а затем в китайский порт Шанхай.

Никольский собор в Харбине, 1925 г. Будет разрушен во время Культурной революции в Китае.

В 1920-е гг. русские дворяне-эмигранты, помимо Шанхая, сосредоточились на востоке Китая вдоль Восточно-Китайской железной дороги с центром в Харбине. В период с 1925 по 1931 г. в политической жизни Китая произошли два знаменательных события. Важной вехой стало установление дипломатических отношений с Советским Союзом. В мае 1924 г. между Советской Россией и Китаем были подписаны «Рамочное соглашение по урегулированию нерешенных вопросов», «Соглашение по временному управлению Восточно-Китайской железной дорогой» и др. Эти документы дали китайскому правительству права на Восточно-Китайскую железную дорогу и вызвали разрыв русских и белогвардейских эмигрантов, не имеющих гражданства. Некоторые старые дворяне стремились получить советское гражданство, и поэтому в 1926 г. 1866 русских эмигрантов стали гражданами СССР. Другие эмигранты, в основном беженцы из Сибири, предпочитали получить китайское гражданство. Белогвардейцы, отказываясь как от советского, так и от китайского гражданства, вынуждены были покинуть Китай или вернуться на родину. Жить в Харбине становилось все труднее, так как железнодорожные власти уволили с работы беженцев из России, что сделало их положение совершенно отчаянным.

В целом в Харбине было 15 средних учебных заведений и 6 высших школ, действовали Высшие пастырско-богословские курсы, позднее преобразованные в Богословский факультет, 25 специальных технических и ремесленных школ, братства, скаутские и другие молодежные союзы, которые помогали организовать жизнь русских. В русских школах и высших учебных заведениях училось 16 тысяч учеников. Общественных русских организаций в Харбине было около 140, в их числе самая массовая организация русской эмиграции Российская фашистская партия.

Многие русские харбинцы сначала положительно отнеслись к японской оккупации, надеясь, что Япония поможет им в борьбе с советским влиянием и защитит от Китая, который пытался восстановить суверенитет над Харбином. Однако реально она обернулась потерей работы, ростом преступности и антисемитских выступлений. Тем не менее, многие, в том числе почти половина еврейской общины, уехали из Харбина в другие китайские города, как то: Шанхай, Пекин, Тяньцзинь и Циндао. В 1935 г. СССР продал свою долю КВЖД Маньчжоу-Го. Весной и летом 1935 г. около 30 тысяч русских харбинцев — граждан СССР — воспользовались возможностью выехать со своим имуществом в СССР, где была большая потребность в рабочих руках ввиду массовой индустриализации. Впрочем, это уже совсем другая история.

Русский Харбин в период Маньчжоу-Го, 1930-е гг.

Тем не менее, несмотря на сокращение русских жителей Харбина, его «русская» история на этом не заканчивается. В 2000-е гг. русская община в Харбине заметно выросла, сменился её состав: в основном это студенты, а также члены русско-китайских семей и те, кто приехал в Харбин для работы и бизнеса. В 2005 г. был основан «Русский клуб в Харбине». На 2010 год численность русской диаспоры в Харбине составляла около двух тысяч человек. Ежегодно 28 мая отмечается «День Харбина» в память о прибытии в 1898 г. в Харбин парохода «Благовещенск» с русскими специалистами на борту.

В заключении стоит отметить, что тематика Русского Харбина становится все более популярной. Публикуются книги об этой трагической, необычной страницы истории России, и очень хочется надеяться, что и в будущем не только у специалистов по русской истории, но и у китаистов также будет интерес к такой неоднозначной, но тем не менее любопытной теме, как Русский Харбин.

Источник: https://vk.com/@china_iaas-belye-v-kitae-russkii-harbin-posle-1917-g