Задать вопрос

Начало утренних богослужений в будние дни в 8:00, вечерних — в 17:00.
Начало утренних богослужений в субботние дни — в 9:00, в воскресные дни — в 8:00 (на китайском языке) и в 9:45 (на церковнославянском языке).

В будние дни исповедь совершается во время утренних богослужений,
в субботу во время вечернего богослужения. В воскресенье начало исповеди в 9:30 утра.

Главная → О Подворье → Воскресная школа → Статьи

Статьи

Воскресная школа при храме святителя Николая в Голутвине

Наша воскресная школа появилась на свет как-то очень незаметно, около 20 лет назад. С благословения батюшки, о.Сергия (Объедкова), с детьми стал заниматься наш прихожанин, художник Андрей Тарбеев. Андрюша был удивительно добрым человеком, и по двору храма он обычно передвигался, увешанный детьми самого разного возраста. Большой, бородатый, с застенчивой мягкой улыбкой , он неизменно привлекал к себе всех ребят, рисовал с ними, возился, разговаривал «за жизнь».

А потом был Миша Новосвитный. Тоже художник. Тоже добрый и любящий детей человек. Мы, родители, собирались вместе со своими чадами после службы и, вдохновляемые Мишей, рисовали, общались, читали вслух интересные книжки, но еще не называли наши встречи важным словом «школа». Слово это появилось позже, уже после гибели и Андрюши, и Миши с его дочкой Машенькой. Царствие им небесное! Вечная память!

Дети наши подрастали, становилось все более очевидно, что просто рисования уже маловато, надо бы о чем-то полезном говорить. Стали больше читать, потом больше рассказывать, а потом начались уже самые настоящие занятия, только когда и как это произошло, никто из нас уже почему-то не помнит. Мы готовили годовые тематические циклы: то погружались в историю княжеской Руси, рассказывая жития, былины, предания; то, сверившись с особенностями возрастной психологии, делали упор на героику и весь год посвящали русским полководцам и благоверным князьям, защищавшим Отечество; то весь год посвящали житиям святых, имена которых носили наши дети, старались не просто пересказать известные тексты, а привлечь самый разнообразный материал, чтобы показать ребятам быт , нравы, природу того места и времени, в котором жил святой, имя которого они носят; то уходили в археологию , говорили о культуре древнего мира, о жизни первых людей, смотрели отрывки фильмов по ветхозаветной истории, показывали альбомы по древнему искусству, читали патерики, рассказывали о Египте и Месопотамии, причем рассказывали, судя по всему, интересно, так как в результате почти все дети захотели быть археологами… К сожалению, записей мы тогда не вели, и теперь уже всего не припомнить.

Шли годы. Дети выросли еще, и мы оказались перед фактом, что пора бы нам разделиться на группы, а то заниматься одновременно с 3-5-ти летними малышами и с 11-ти летними подростками становилось все более проблематичным. Так появилась школа, какой она, в общем, и существует на сегодняшний день. В основе ее – модель многодетной семьи, где есть «мама», готовая всегда прийти на помощь, есть «папа»-священник, который всегда доступен детям , готов с ними пообщаться и общается, навещая то одну, то другую группу, есть любящие дяди и тети из числа прихожан, которые ведут занятия, и, конечно, дети самого разного возраста. Сейчас у нас самому мелкому 5 лет, а было время, когда я проводила свои занятия в малышовой группе, а мой очередной новорожденный агукал здесь же, на коврике, благосклонно принимая ласки всех желающих. И хотя мы разделились по возрастам, но непременно часть занятий планируем совместных, когда ребята объединяются в одной комнате, пьют чай, а потом вместе творят: или большую живописную работу к празднику, которая потом долгое время украшает притвор нашего храма и радует прихожан, или поделки для поздравления пожилых людей. Также и празднования Рождества Христова и Пасхи всегда проходили «семейно»: младшая группа готовила интересные номера для старших, а старшие старались чем-то порадовать младших – в результате, всем было тепло и весело. Собственно, ради этой семейной атмосферы мы никогда не требовали, чтобы дети обращались к нам по имени-отчеству. Так и остались мы для уже огромных 18-летних наших воспитанников т.Аней и т.Сашей. Теперь коллектив наш вырос и у ребят появились т.Наташа, т.Света и д.Паша.

Мы очень любим гостей, и радуемся, когда к нам приходит какой-нибудь новый взрослый и о чем-то интересном с нами поговорит. Так приходили к нам с беседами наши друзья и прихожане: Маргарита Устинова (о работе на телевидении), Андрей Карпов ( о культуре), Прохор Прошаков (принес микроскоп и показал, что мир, на самом деле, «в клеточку»), Алена Аникеева (прикладное искусство), Елена Симонова (преподаватель словесности). А преподаватель школы Сергея Андрияки А.П.Дегтярев трижды провел с нами мастер-класс по акварели. Любим мы и сами в гости ходить. Очень интересно было побывать в храме свт.Николая на Рогожском кладбище, где с редким гостеприимством нас принимал диакон Дионисий Одуд. Большие впечатления остались и от посещения мастерской наших иконописцев Ирины Зарон и Сергея Антонова. Очень нам понравилось и в храме Успения Божией Матери в Казачьей слободе, куда нас пригласили на встречу с поисковиками в связи с 65-летием битвы под Москвой.

Любим мы и поездки. Несколько лет дважды в год мы ездили в паломничества и на экскурсии. Побывали в Троице-Сергиевой Лавре, в Саввино-Сторожевском монастыре, в Ново-Иерусалимском монастыре, в Бородино, в Абрамцево. Потом обленились и стали ходить просто по музеям. Зато как ходить! В музее Глинки мы были столько раз, что нас стали уже узнавать. Были в музее им. Пушкина, в Третьяковской галлерее, в ЦДХ на выставках Аббакумова и Левитана, в музее Вооруженных Сил на выставке П.Рыженко, в Политехническом музее, музее кочевой культуры, в музее колоколов, в музее им.преп.Андрея Рублева в Спасо-Андронниковом монастыре, в музее кукол.

Старшим ребятам мы старались время от времени показывать кинофильмы, о которых потом можно было бы с ними поговорить. Мы смотрели и очень старые голливудские картины 40-ых годов «Леди на один день», «Чудо на 34-ой улице», и старые советские фильмы «Алешкина любовь», «Баллада о солдате», «Александр Невский», и вполне современные «Остров» , «Мы из будущего» и др. С этого года у нас образовался кинолекторий, где старшая юношеская группа вместе с Павлом Герасимовым и «папой» о.Алексием Прошаковым каждое занятие просматривают новый фильм и, обсуждая его, учатся думать, рассуждать, задавать вопросы и искать ответы на них.

За среднюю группу всерьез взялись трое: Александра Атавина (иконопись), Наталья Федотова (Закон Божий) и Светлана Юсупова (церковно-славянский язык). В прежние времена мы весной спрашивали ребят, о чем бы им хотелось поговорить на будущий год. Так возникали совершенно невероятные по сочетаемости темы: дуэли, НЛО, цветовая символика, царь Иоанн Грозный, клиническая смерть, научные доказательства Библии, история игрушек и пр.пр.пр. А летом мы с Сашей должны были исхитриться так построить занятия, чтобы и на большинство вопросов ответить, и рассказать детям что-то, действительно, нужное и интересное. Мы говорили о русских святых, об основных вехах истории России, о таинствах церковных, о смысле поста, о монашестве, учили читать икону , понимать ее символику и о многом другом. С тех пор, как у нас появилась Наташа, летние кошмары закончились. Ответственная, немногословная, Наталья умело и четко выстраивает свои занятия, излагая детям сложнейшие понятия простым, доступным языком. А уж когда к нам присоединилась Светлана с ее радостным мировосприятием и способностью бойко и весело учить с детьми азбуку, стало и вовсе хорошо. Теперь мы с Сашей можем с чистой совестью заняться своим любимым делом: она – писать иконы и в интереснейших рассказах открывать мир икон детям, а я – возиться с малышами, показывать им сказки, учить различать добро и зло, петь , играть и потихонечку вводить в мир церкви.

Анна Карпова