Задать вопрос

Начало утренних богослужений в будние дни в 8:00, вечерних — в 17:00.
Начало утренних богослужений в субботние дни — в 9:00, в воскресные дни — в 7:30 (на китайском языке) и в 9:15 (на церковнославянском языке).

В будние дни исповедь совершается во время утренних богослужений,
в субботу во время вечернего богослужения. В воскресенье начало исповеди в 9:00 утра.

Главная → Статьи → Проповеди

Проповеди

Мученичество нужно заслужить

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, поздравляю всех сегодня с памятью святых китайских мучеников, которые пострадали в 1900 году в Китае. Можно сказать, что это был первый сонм мучеников Русской Православной Церкви, так как Китайская автономная Церковь находилась в составе Русской Православной Церкви. В своём роде китайские мученики предварили появление у нас в России новомучеников и исповедников Российских.  

Большой интерес к житию китайских мучеников проявляли многие, например, святитель Николай Сербский. В 1930-е годы он служил на Охридской кафедре. В это же время в пределах его епархии, под его руководством - в городе Битола - служил и преподавал святитель Иоанн (Максимович), будущий архиепископ Шанхайский, тогда иеромонах. Эта дружба двух святителей продолжалась долгое время. Иоанн Шанхайский отправлял материалы о китайских мучениках, делился размышлениями с  Николаем Сербским. На основании двух дружеских бесед мы с вами имеем труд святителя Николая под названием «Китайские мученики». Некоторые отрывки из него я хотел бы зачитать:

«В 1900 году группа китайцев подняла восстание против европейцев, которых они называли «белыми диаволами». Эти восставшие назывались «боксеры», потому и их восстание называется «боксерским». «Боксеры» начали убивать европейцев как злоумышленников, грабителей и тиранов. Для них было ненавистным все европейское, а значит и вера, которую им принесли европейские апостолы. Ненависть к белым людям в то же время была и ненавистью к христианам. Отсюда гнев «боксеров» обратился и против своих христиан, то есть против крещеных китайцев. И в том кровавом «боксерском» бунте погибло несколько сотен православных китайцев, которые считаются христианскими мучениками за веру, или, как сказали бы сербы, «за Крест честной». Страдание и смерть этих китайских мучеников мы и решили здесь описать.

Начальником Русской миссии был архимандрит Иннокентий, ныне митрополит. Как очевидец он так описал те кровавые события: «Главным днем мученической смерти православных китайцев в Пекине стало 11 июня 1900 года. Еще в начале того дня по всем улицам были расклеены объявления, в которых призывали безбожников нападать на христиан. Оно же грозило смертью всякому, кто попытается их скрыть. В ночь с 10 на 11 июня и позднее “боксеры” появились с зажженными факелами по всему Пекину, стали нападать на христианские дома, хватать христиан, мучить их и принуждать к отречению от Христа. Из-за страха перед муками и смертью многие отреклись от христианской веры и поклонились идолам.

Но другие не устрашились и героически исповедовали свою веру во Христа. Судьба их была страшна. Одним распарывали животы, другим отсекали головы, третьих сжигали в домах. Охота на христиан и их истребление продолжались и в остальные дни, пока продолжалось восстание...<...>». 

Иерей Алексей Юсупов
23.06.2021

По материалам: "Китайские мученики" Святитель Николай Сербский